7.3 C
Москва
Пятница, 18 октября, 2024

Учёные обнаружили затерянный континент между Гренландией и Канадой

Это интересно!

Под водой между Гренландией и Канадой, похоже, покоится древний континент. По мнению геологов, он образовался после того, как Гренландия отделилась от Северной Америки.

На этой анимации геологи попытались показать, насколько неузнаваемой была Земля примерно 100 миллионов лет назад и как она с тех пор изменилась. К примеру, Южная Америка и Африка были единым целым и лишь через десятки миллионов лет приобрели угадываемые для нас очертания.

Примерно тогда же, а именно 118 миллионов лет назад, от Северной Америки стала отделяться внушительная часть, которая станет Гренландией. Сейчас её от канадской Баффиновой Земли отделяют сотни и сотни километров воды: море Баффина и Девисов пролив, ниже — море Лабрадор и, собственно, Атлантический океан.

Под ними — в целом океаническая кора, гораздо более тонкая и плотная, чем материковая. Она образуется от поднятия и разлива магмы на границах литосферных плит, вдоль которых проходят подводные горные системы — так называемые срединно-океанические хребты. И толщина коры во многом помогает разобраться, была ли она когда-либо “фундаментом” континента.

Так вот, под проливом Девиса в одном месте давно наблюдается интересная особенность: там толщина коры составляет примерно 20–25 километров против 8–17 километров окружающей стандартной океанической коры. И дело в том, что в целом океаническая толще 18 километров практически не бывает. Долгое время предполагалось, что произошло некое наложение дополнительного материала в результате вулканических процессов. Но недавно учёные пересмотрели этот вопрос. Они измеряли, какая в этом месте загадочного утолщения гравитация (это помогает установить плотность), оценили сейсмические данные и теперь приходят к выводу, что под проливом на самом деле скрывается древний микроконтинент протяжённостью порядка 400 километров.

Читать также:
Авиационная управляемая ракета против ВСУ «Гром-Э1»: что известно о новом оружии в зоне СВО

Учёные обнаружили затерянный континент между Гренландией и Канадой

Геологи восстановили картину тектонической эволюции нашей планеты и смоделировали, как этот маленький материк мог образоваться. По полученным данным выходит, что он был когда-то частью Гренландии, а потом, когда она стала смещаться к северу, откололся и оказался под водой. Произошло это, как считают, приблизительно 60 миллионов лет назад, то есть в те времена, когда эволюция жизни на Земле по воле космоса пошла в другое русло: всего за шесть миллионов лет до этого о нижнюю часть ещё формирующегося Северо-Американского континента (туда, где сейчас Мексика) ударился восьмикилометровый астероид, после чего вымерли все динозавры, кроме птичьих, а их место на планете заняли млекопитающие.

Адель Романенкова