0.6 C
Москва
Пятница, 18 октября, 2024

Это интересно!

Марсоход пробурил породу в пересохшем речном русле, и в собранном материале обнаружилось то, что на Земле бывает при бактериальной жизнедеятельности.

Планетарные геологи убеждены, что когда-то, миллиарды лет назад, эта местность была погружена в воду. Здесь протекала река.

Марсоход Perseverance: где находится, какие признаки жизни нашёл

В принципе, это даже для далёкого от космических исследований человека достаточно очевидно при рассмотрении спутникового снимка: слева извилистое русло впадает в кратер, справа явно был исходящий поток.

Марсоход Perseverance: где находится, какие признаки жизни нашёл

Потому эти края и выбрали как идеальное место работы для марсохода Perseverance: сам кратер, по многим признакам, не что иное, как бывшее озеро. Его, кстати, и назвали Езером (это «озеро» на многих славянских языках). То есть это действительно кратер от падения астероида, но он постепенно заполнился водой и стал кратерным озером. Кстати, так бывает и на Земле. Так вот, Perseverance сейчас в районе устья той пересохшей реки, которая слева, то есть которая впадала в Езеро. Её назвали тоже по-славянски — Неретвой, в честь одноимённой реки, которая протекает в Боснии и Герцеговине и Хорватии.

Марсоход оснащён бурильной установкой, которая просверливает порядка шести-семи сантиметров марсианской поверхности. Кстати, в этом смысле трудно не вспомнить из года в год томящуюся на Земле миссию «Экзомарс» и конкретно марсоход «Розалинд Франклин», у которого дрель способна уходить на двухметровую глубину, что даёт ему поистине беспрецедентное преимущество. Чем глубже можно копать, тем больше шансов докопаться до истины.

Марсоход Perseverance: где находится, какие признаки жизни нашёл

Но и на глубине в несколько сантиметров слой грунта уже даёт очень неплохую защиту от радиации, и там какие-то следы жизни с их многосложными молекулами при их наличии уже могут сохраняться. Поэтому собранные Perseverance капсулы с марсианским грунтом — возможно, самая большая научная интрига нашей с вами современности.

Читать также:
Астероид Апофис: риск падения на Землю 13 апреля 2029 года

А пока человечество ждёт, что придумает NASA для доставки этих капсул на Землю, учёные рассматривают образцы через камеры на марсоходе и уже много чего интересного замечают. И вот что замечено в образцах, собранных не далее как в июле 2024 года. Белые полосы здесь — это кальциевая соль серной кислоты, и она ещё раз доказывает, что марсианские реки и озёра действительно существовали: такие отложения образуются в присутствии воды. Но ещё более интересны оказались не они, а крохотные узоры, один из которых обведён на снимке красным кружком.

Марсоход Perseverance: где находится, какие признаки жизни нашёл

Как объясняют учёные, такие «леопардовые» пятнышки получаются в результате определённых химических реакций, «которые микробная жизнь могла бы использовать в качестве источника энергии», и что точно такие же находят в земных осадочных породах. Более светлые внутренние области — результат реакций с участием распространённого на Марсе гематита, а чёрные окаймления — это фосфат железа. Предполагают, что для получения такого «рисунка» органические соединения должны были быть «зацементированы» в породу. Исследователи подчёркивают, что это, конечно, ещё не говорит о великом открытии, но намекает на его возможность.

Вообще хочется отметить, что земные бактерии на такое способны, что никаких инопланетян даже придумывать не надо — они рядом с нами. Они окисляют железо, они дышат мышьяком, они перерабатывают неорганику, они процветают в ядовитом рассоле, в пекле, в лютом холоде. Иные из них просто созданы для других планет. А точнее даже наоборот: иные планеты просто созданы для них.

Адель Романенкова