Секреты успешного написания бизнес плана для малого бизнеса

бизнес планКак известно, путеводители по реализации успешного бизнеса – бизнес план и 8 простых правил, которые позволят преумножить доход. Подробнее о бизнес-плане. Его написание – первоочередная задача для предпринимателя, задумавшего проект,  а потому придётся потратить немало времени. Не исключением является и бизнес-идея зарабатывания прибыли на лотереях. Но потраченное время окупит себя сторицей, если подойти к этой задаче со всей серьёзностью. Важно помнить, что план – это не отписка для банка или инвестора. Именно план позволит уже на этапе планирования понять и оценить перспективность затеи.

Как выглядит бизнес-план. Пример

Даже самый оптимистичный план на деле сталкивается с реальностью жизненных ситуаций. Поэтому при его написании нужно не только реально оценивать свои ресурсы, но и придерживаться определённой структуры написания.

Почему так важна грамотная разработка бизнес-плана?

Планируя для организации бизнеса использовать только собственные средства, можно допустить некоторые огрехи в написании плана. Но они выльются в непредвиденные ситуации уже в процессе деятельности. Если же, оформляя, к примеру, бизнес план производства, вы допустите малейшую оплошность, банк откажет в кредитовании. Поэтому спешка неуместна.

Пункты плана

1. Резюме

2. Анализ рынка

3. Доходы

4. Организационный план

5. Расходы

6. Финансовый план

7. Анализ эффективности

8. Анализ рисков

9. Анализ чувствительности

Как вы с точки зрения хозяина бизнеса предпочли бы выбрать работника на ответственную должность в вашем деле? В первую очередь вы ознакомитесь с резюме кандидата. Так же и в плане: резюме — ваше лицо.

Резюме должно объяснить, прежде всего, вам самим, что вы хотите иметь в итоге, какую пользу планируете приносить своим бизнесом. Другими словами, стоит ли игра свеч. Резюме должно заинтересовать потенциального кредитора. А любой работник банка руководствуется определённой инструкцией для оценки эффективности плана. Несоответствие ведёт к отказу в сотрудничестве. Банк хочет вернуть свои деньги и заработать на вашем проекте свой процент.

Заинтересованность же инвестора заключается в получении в случае успеха большей части прибыли. Такова плата за потери, которые он готов понести в случае неудачи. Серьёзные инвесторы рассматривают план по существу, а потому необходимо тщательное обоснование маркетинговой составляющей доходной и расходной частей плана. Эту информацию бесплатные бизнес планы вряд ли смогут предоставить, особенно, если ваша идея оригинальна.

План должен показать инвестору все ваши активы, но нематериальные: лицензии, договоры с потенциальными поставщиками, свидетельства и базы клиентов, с расчётом на которых и затевается дело.

Нельзя забывать и об эмоциональной составляющей документа. Он должен быть не просто презентабельным, но и содержать убедительные графики, диаграммы, показывающие рентабельность проекта.

Для успешной реализации бизнеса опытные предприниматели пишут даже два варианта плана: один для банка или инвестора, другой для себя, где более подробно проработаны все пути реализации.

В резюме излагается бизнес идея с показаниями эффективности и объёмами требуемых инвестиций.

Очень важный раздел – обоснование доходной части. Как правило, этот раздел очень хромает у тех, кто впервые самостоятельно берётся за его написание или решил скачать бесплатно бизнес план. Для понимания схемы обоснования доходной части, достаточно обратиться к опыту организации интернет-магазинов.

В Интернете очень наглядно демонстрируются все маркетинговые методики, которые были разработаны за многие годы до широкого внедрения в нашу жизнь всемирной сети.

Вы решили открыть интернет-магазин. Можно скачать бесплатный бизнес план в Интернете, где, возможно, уже будет вся необходимая информация. А если нет?

Начинаем с составления плана продаж

бизнес планПервое – оцениваем объемы нашего рынка. Но как это сделать? Для этого можно купить готовое исследование у маркетингового агентства. Другой вариант – прибегнуть к помощи владельцев уже функционирующих интернет-магазинов, реализующих идентичную продукцию, и, возможно, они даже предоставят бизнес план бесплатно. Так или иначе вам нужно определить: сколько того или иного вида продукции реализуется в месяц в том или ином регионе. Необходимо спланировать и динамику продаж, то есть что произойдёт со спросом в ближайшие месяцы или год. Хотя, для минимизации рисков, можно организовать бизнес в тех нишах, для которых характерен практически вечный спрос.

Далее определяете ваших конкурентов и долю рынка, принадлежащего им. Интернет для этого предоставляет просто безграничные возможности. Конкуренты выявляются с помощью всего одного запроса с использование слов «купить то-то» или «продать то-то». Так же быстро можно определить и рекламный бюджет конкурентов. По сумме бюджета на рекламу определяется и доля рынка каждого из конкурентов. Она практически пропорциональна рекламным бюджетам, потому что никто не желает выбрасывать деньги на ветер.

Теперь нужно определиться с вашими целями. Если же вы нацелены выбиться в лидеры на рынке определённого вида продукции, то бюджет на рекламу должен превысить бюджет сегодняшнего фаворита. Но это риск. Чем больше бюджет, тем больше риск.

Следующий шаг – построение плана продаж. Маркетинговое исследование позволяет составить не только план продаж, но даёт возможность понять: как заполучить потенциальных потребителей, как построить рекламную кампанию. Это может быть поисковая реклама, баннерная, контекстная, в социальных сетях.

Задача для плана – распределить бюджет. Но нужно понять, чем, какими источниками для выбора продукции пользуются потенциальные клиенты. Важно суметь предугадать манеру их поведения. В зависимости от этого и следует расставлять якоря для привлечения покупателей. Только тогда и можно разработать медиаплан вашего бизнеса.

Это самая простая схема, по которой можно построить бизнес план магазина.

Следующий пункт — организационный план и расходы. В этот раздел следует включать описания каждого шага выстраивания бизнеса. Так для запуска интернет-магазина необходимо зарегистрировать предприятие, найти помещение, заключить договора с поставщиками, нанять персонал. На этом этапе планируются и инвестиционные расходы: для разработки и продвижения сайта, закупки или ремонта оборудования, первоначальные расходные материалы и т.д. Это расходы на начальном этапе.

Но план должен учитывать и текущие расходы: прямые и косвенные.

Прямые – логистика (транспортные расходы), закупка и т.д.

Косвенные (независимо от успешности бизнеса) – заработная плата, затраты на энергию, расходные материалы и т.д.

Для полной картины бизнеса в плане обязательно прописывается и вариант развития бизнеса.

Финансовый план – ядро. Но план финансовый и бизнес план не стоит отождествлять. Это лишь та часть, где сводятся доходная и расходная части. Большинство финансовых планов традиционно выполняется в Excel. Но есть бесплатные и платные программы для планирования. Они позволяют более качественно осуществить финансовое планирование будущего бизнеса. Финансовый план не требует применения фантазии, в отличие от маркетинга. Это финансовый анализ по схемам, которые включают:

— бюджеты расходов и доходов (показывают рентабельность бизнеса);

— бюджет движения финансовых средств (показывает, когда и сколько понадобится денежных вливаний);

— бюджет по балансовому листу, показывающий изменение активов компании (рост или сокращение);

— финансовые коэффициенты, демонстрирующие надёжность, стабильность или рискованность бизнеса;

— показатели эффективности инвестиций.

Анализом рисков не стоит пренебрегать

Риски – это непредвиденные ситуации, способные помешать реализации ваших планов. Прописывая этот пункт, вы показываете, что реально видите и способны их оценить, а, значит, знаете, что делать для предотвращения или нейтрализации влияния. Неплохо, если будет просчитано, что произойдёт с вашими финансовыми показателями, если рискованная ситуация возникнет. Это и есть анализ чувствительности.

Риски могут быть технологическими, связанными с эксплуатацией оборудования, организационно-управленческими, подразумевающие невыполнение плана продаж. Риск материально-технического обеспечения – риск от работы с поставщиками. Финансовые риски – неплатежи покупателей или связанные с банками. Экономические риски: макро и микро. Возможны так же и экологические риски.

Писать самостоятельно или заказывать

Если же самостоятельная разработка плана покажется чрезмерно затратной по времени, всегда есть возможность заказать бизнес план предприятия с расчётами. Сколько же это будет стоить? Здесь всё зависит от уровня проекта и финансовых возможностей заказчика. Стоимость плана зависит от сложности бизнес модели, требований (простая структура или детализированная) и наличия исходных данных (исследования рынка, анализ конкуренции).

Но есть возможность скачать бизнес план, приобрести, отредактировать готовый бизнес план. Образец можно отыскать в Интернете. Но тогда больше рисков отказа в инвестировании.

Консалтинговые фирмы предлагают планы, включающие финансовую модель и финансовый анализ по цене от 15 тыс. рублей. План для предоставления в банк стоит около 30 тыс. рублей. Инвестор может затребовать план с маркетинговыми исследованиями. Такой план обойдётся в 50 тыс. рублей и более. Решать вам.

Желаем успешного бизнеса!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *